Как выбрать удобное седло для велосипеда

23 ноября 2015

Седло является неотъемлемой и важной частью велосипеда. Благодаря ему мы можем ездить, используя разные стили катания, так как оно помогает оптимально распределить нагрузку всего организма на велосипед и обеспечить его правильную развесовку. Не имеет значения, расстояние которое предстоит Вам проехать и стиль езды, который использует каждый из нас, так как нам всем приходится подолгу засиживаться в седле, преодолевая очередные километры пути или приземляясь после очередного препятствия. Поэтому очень важно использовать комфортное и безопасное седло, чтобы поездка доставляла удовольствие, так как очень часто, после нескольких минут болевых ощущений, Вы не сядете на велосипед на протяжении нескольких дней. Исходя из вышенаписанного, важно правильно подобрать форму, назначение и материал, с которого седло будет сделано, ведь именно эти факторы влияют на удобство во время езды, что на прямую связано с тем, сколько времени Вы сможете провести на велосипеде. Это, своего рода, буфер между велосипедом и велосипедистом, который играет роль активной и пассивной амортизации, сглаживая удары, толчки и вибрацию.

Немного технической части о седлах для понимания их назначения и особенностей:

Чтобы немного понять о том, какое седло технически лучше и правильное в использовании будет в Вашем случае, очень важно понимать, что все седла отличаются по материалам, а это влияет на стиль катания и манеру езды каждого из нас. От того, какое у нас седло зависит, совпадают ли наши потребности в ожиданиях во время того, когда мы ездим или выполняем новые трюки.

основа седла – основа всей конструкции, которая, как правило, изготавливается из пластика, однако можно встретить из карбона или кожи. Впоследствии, на пластиковую основу наносится несколько материалов. Отвечает за упругость и жесткость всей конструкции седла, а также предоставляет активную амортизацию во время езды. Седло немного прогибается при езде по неровной местности, подстраиваясь под велосипедиста и сглаживая плавные неровности.

наполнитель – обеспечивает мягкость, комфорт и пассивную амортизацию во время езды.Этот шар выполняет своеобразную роль мягкой перины, в которой наши тазовые кости проваливаются и тогда нагрузка с них перераспределяется на мягкие ткани промежности, охватывая большее пятно контакта с седлом. Подобный слой может изготавливаться из недорогого вспененного поливинилхлорида или геля, который благодаря своим аморфным свойствам хорошо поглощает небольшие вибрации и удары снизу от колес. Отдельно стоит упомянуть об особом виде, который состоит из герметичного контейнера с воздухом, который можно подкачивать, регулируя тем самым комфорт с помощью давления воздуха внутри специальной подушки.

верхнее покрытие – защитный слой, который оберегает все седло от механических повреждений во время падений и интенсивного вращения педалями, а также помогает сохранять форму всего изделия. От физических свойств материала будет зависеть многое. Например, кожа хорошо дышит, пропускает влагу, принимает со временем форму седалища, однако тяжелые и громоздкие. Используя заменители кожи, производитель сильно снижает цену, при этом вентиляция и влагопоглощение ухудшаются, кроме этого седло становиться более скользким, так что следует использовать велосипедные трусы с памперсом.

дуги седла или рамка – принимают на себя всю нагрузку передаваемую велосипедистом сверху на велосипед. Могут изготавливаться со всевозможных материалов, таких как сталь, хром-молибден, магний, титан, карбон и некоторых других. Каждый материал несет с собою определенные свойства в конструкцию седла. Магний и титан – легкие, хром-молибден – мягкий, сталь – дешевая и легко поддается деформации при большой нагрузке, карбон – жесткие, требуют аккуратности в зажиме. Очень редко, однако можно встретить еще один тип крепежа седла «Pivotal», как правило, его используют на велосипедах типа BMX, и некоторых других дисциплинах экстремального катания.

пружины – один из элементов конструкции седла, который изредка можно встретить на кожаных седлах, которые рассчитаны на вертикальную посадку велосипедиста, снимая существенную ударную нагрузку с тазовых костей и поясничного отдела. Кроме дополнительного комфорта и пользы, они имеют ряд своих недостатков, именно поэтому они редко встречаются на спортивных велосипедах. За счет амортизации, седло раскачивается, соответственно ухудшается динамика и разгон, кроме этого при интенсивном вращении педалями, велосипедист немного ёрзает по сторонам. Вдобавок, седло становиться немного тяжелее, поэтому, как правило, пружины рассчитаны на городские велосипеды для спокойной и комфортной езды.

Особенности, связанные с формой и эргономикой седел:

Эргономика и свои определённые особенности, есть в каждом предмете, седло не стало исключением, ведь нам всем важен комфорт и удобство во время езды, и совершенно не важно, это будет 5 или 500 километров. Каждый изгиб, впадина или отверстие в седле определяют комфорт посадки и ощущение удобства от седла. Вся проблема возникает, вследствие неправильного давления на тазовые кости и мягкие части промежности.

Важно правильно рассчитать расстояние между тазовыми костями и рассматривать для покупки седла немного шире, в среднем, сантиметра на 3-5. Для определения расстояния тазовых костей в домашних условиях достаточно сесть на что-то мягкое или эластичное и замерять линейкой получившуюся длину, либо присесть на две небольшие палочки таким образом, чтобы они четко были под тазовыми костями, получившуюся ширину замерять линейкой или рулеткой, это и будет нужный Вам размер. При выборе свойств есть несколько нюансов, которые стоит каждому учитывать. И самое важное, дело не в весе, а в строении тазовых костей.

ширина – основная характеристика, которая прямо зависит от ширины тазовых костей. Если использовать более широкое

седло, чем необходимо, будет постоянно натирать промежность и внутренние мышцы бедра во время быстрого вращения педалями, поэтому ездить на них не всегда удобно. Широкие седла можно встретить на городских велосипедах с ровной вертикальной посадкой. Более узкое седло будет надавливать на мягкие части тела, от этого всю нагрузку будет принимать на себя промежность, из-за этого повышенного давления ухудшается приток и отток крови, что влечет за собой застой в паховой зоне. Узкие на гоночных велосипедах, на которых спортсмены разными способами разгружают свою нагрузку, перенося её на руль, где могут быть лежак или рожки, либо при мощном вращении педалями стоя на ногах.

мягкость – параметр, который достигается внутренним наполнителем, который часто является гелем. Рассмотрим следующие варианты. Во время использования очень мягкого седла, которое хорошо распределяет нагрузку и гасит небольшие удары снизу, может возникнуть обратный эффект. Тазовые кости, которые должны принимать основную нагрузку, продавливают мягкий шар седла, вследствие чего, основную нагрузку начинают нести мягкие ткани промежности, от чего они начинают болеть и неметь от нехватки крови. Жесткие седла подходят больше спортсменам с агрессивной ездой или марафонцам на длительные заезды, а также удобны для бывалых любителей, которые хорошо знакомы с ездой на велосипеде.

вырезы – полезная и необходимая вещь в седлах для велосипеда, которая помогает снимать нагрузку в местах, которые стоит обезопасить от излишней нагрузки. Одним из первых достижений был вырез на задней части седла в районе копчика, это позволило снизить нагрузку на позвоночник и убрать болевые ощущения с копчика, кроме этого позволило предотвратить множество новых травм. Следующим этапом появилась выемка под промежность вдоль центра седла. Таким образом, удалось убрать большое давление на промежность. Однако стоит быть осторожным и обращать внимание, чтобы боковые грани не надавливали при езде, так как весь вес велосипедиста стал распределяться на меньшую площадь. К тому же, все дополнительные вырезы создают дополнительную вентиляцию, способствуя отводить влагу и тепло.

контур – малоизвестный критерий, которые многие обходят стороной, не уделяя ему должного внимания. Дело в том, чтобы носик седла, по возможности, плавно и без резких перепадов переходил в тазовую часть. То есть, само расширение между длинным носиком и широкой седалищной частью седла, было как можно прямолинейнее с плавным закруглением, без резких углов и перепадов. Это поможет избавиться от постоянных болей и потертостей внутренних мышц бедра велосипедиста. По этой причине, носик седла, также предпочтительнее более узкий, чтобы меньше его ощущать при интенсивном вращении педалями. Кстати, важный момент заключается в том, что длинный носик позволяет играться распределением нагрузки и веса, давая возможность сдвигаться вперед-назад. На женском седле носик, как правило, короткий, что позволяет ездить в платье или юбке, да и тазовая часть на подобных седлах немного шире, что связано с анатомией женского таза, который немного шире. Очень часто боковины седла усиливают кевларовыми вставками, которые защищают его от механических повреждений и потертостей во время того, когда велосипед прислоняется к стене.

Правильная регулировка седла, лучший помощник комфорта:

Перед тем, как менять седло, важно понимать по каким критериям стоит выбирать новое, ведь седла, на которых ездят Ваши друзья, Вам могут не подойти, поэтому покупать седло для велосипеда необходимо удобное именно для Вас и подходить к этому вопросу индивидуально. Не стоит на второй день сразу бежать в магазин за покупкой, зачастую в этом нет необходимости. Немного поэкспериментируйте и понаблюдайте, чтобы не потратить впустую новую сумму денег на седло, которое также может не подойти. Большинство заблуждается, так как дело не в весе или тучности, а в индивидуальной анатомии каждого велосипедиста, а именно в расстоянии между тазовыми костями. Нет конкретного седла, ни женского, ни мужского, в виде универсальной панацеи, которое подошло для всех без исключения. Каждому своё седло, не бойтесь экспериментировать, это пригодится. Вначале, всегда седло выставляйте по центру, и полностью горизонтально, после чего начинайте искать наиболее комфортное положение.

Во-первых, немного покатайтесь, к любому седлу на велосипед тазовые кости будут адаптироваться, и привыкать какое-то время. Стоит осуществить несколько выездов, проехав километров 100-200, этого должно хватить для того, чтобы понять, дело в седле, его настройках или в том, что Вы просто не привыкли к новым нагрузкам. За это время предстоит понять, что болит, в каком месте натирает, а также где надавливает. Необходимо обратить внимание на то, что дело не только в седле, его форме и эргономике, а также и одежде, швы которой могут натирать и надавливать на мягкие ткани.

Во-вторых, очень важным моментом зависит регулировка самого седла, которое можно сдвигать вперед или назад, а также менять угол наклона носика и всего седла. В первую очередь выставляется высота. Это делается таким образом, чтобы поставленная на пятку нога, находилась в ровном положении на педали, которая расположена в самом низу. Сидя в седле, Вы можете не доставать ногами до пола, только слегка касаться кончиками пальцев балансируя при равновесии. В этом случае, во время вращения педалей, в самой нижней точке, нога будет с минимальным углом изгиба в колене. Чтобы правильно выставить седло по длине, необходимо чтобы соблюдалась вертикальная линия между центом педали и коленом, в момент, когда нога расположена на 3 часа, то есть педали и шатуны размещены в горизонтальной плоскости и смотрят вперед и назад. Кроме этого, между кончиком носика и выносом должно быть расстояние от локтя до кончиков пальцев. Это поможет ногам и мышцам работать правильно, а посадка ваша будет более удобна. Что касается угла наклона носика, здесь также пару нюансов. В особенности, если перестараться, во время езды можно съезжать, ибо вперед, либо назад. Вдобавок, наклоняя седло, при изменении горизонта, мы увеличиваем дополнительное давление в определенных местах телах. При выборе наклона, стоит настроить высоту седла, и посмотреть насколько седло получилось ниже или выше руля. На последок, хочется добавить, что Ваша растяжка, гибкость, манера езды, привычки в посадке, а также стиль езду и вид велосипеда, также играют роль при выборе седла и его настройке.

Вкратце, о том, какие седла бывают:

Вид седла, определяется манерой катания, а соответственно, важную роль несет вид велосипеда, на котором Вы ездите. В каждой дисциплине по велоспорту есть свои определенные критерии и особенности. В шоссе, седла необычайно легкие и узкие, ведь важен минимальный вес всего велосипеда для максимальной скорости. Кроме этого, много нагрузки приходится на руль или лежак, поэтому давление на седло снижается. Для горных велосипедов, используемых для пересеченной местности разной сложности, целесообразно использовать усиленные седла, так как приходиться много прыгать и падать. Городские велосипеды, рассчитанные на спокойную езду, поэтому их седла всегда ниже руля и посадка от этого, более вертикальная, поэтому на подобных велосипедах встречаются, широкие седла с пружинами.

Шоссейные седла – эталон легкого веса. Учитывая свой малый вес и компактные габариты, седла остаются удобными благодаря технологичности и качеству материалов, из которых они делаются, а также правильной анатомической эргономике, просчитанной ведущими специалистами в области спорта и медицины.

Седла для самых экстремальных дисциплин, одной из которых является фрирайд. В меру легкое, широкий и высокий нос для лучшей управляемости, когда приходиться зажимать седло. Комплектуются подобные седла крепкими и прочными дугами, которые часто ломаются при агрессивной езде.

Седла для горного велосипеда – компромисс между всеми дисциплинами. Это настолько универсальные седла, что они воплотили в себе потребности в легком весе, крепости рамки и основы, удобного комфорта при длительной езде. Никаких особенностей особо нет, здесь главное удобство седла конкретно для каждого.

Туристические седла – рассчитаны на самые длительные многодневные пробеги на велосипеде. Отличаются наличием мягкого наполнителя, которым может быть гель, а также увеличенной высотой. Кроме этого, задняя часть седла, также немного расширено. Изготавливается, из самых прочных материалов, которые верно прослужат в использовании.

Седла для прогулочных велосипедов – отличаются особым шармом и изысканностью. Как правило, это широкие кожаные седла в стили ретро. Они удобные и спустя время принимают анатомическую форму своего хозяина. Для дополнительного комфорта устанавливаются пружины, которые отлично распределяют нагрузку и справляются с ударами от заднего колеса.

Чехол на седло – интересный и оригинальный выход для тех, кто не хочет менять седло, желая при этом сделать езду комфортнее. Кроме этого, отличный выход, когда даже тренированные любители сталкиваются с привыканием к седлу в начале сезона. Стоит учитывать, что с использованием седла, изменится немного и посадка, а также некоторые ощущения, которые связаны с мягкими седлами.

В завершение статьи, хочется сказать, о том, что нет особой разницы между мужским или женским, присутствует в нем наполнитель из геля или отсутствует мягкая прослойка, изготовлено оно из пластика или кожи, фирменное или купленное на ближайшем рынке, главное, чтобы каждому из Вас было удобно и комфортно ездить на нем. Важен стиль и манера, которая присуща только Вам в тот момент, когда Вы сидите на велосипеде.

Спасибо, что мы имеем возможность писать для Вас очередную статью о том, что стоит знать о седлах. С уважением, веломагазин «Пилигрим», который находиться в городе Харьков, по адресу проспект Московский, 259.