Амортизационные вилки для велосипеда

14 февраля 2017

В каждом предмете всегда существует множество отличительных черт, которые определяют их свойства и цену. Особенно это чувствуется, когда дело доходит до сборных механизмов, которые состоят из нескольких деталей. Однако самым тяжелым моментом во время консультации является объяснение разницы работы передних амортизаторов, которая чувствуется только при езде. Правда, очень тяжело и непросто простому человеку растолковать множество нюансов и заблуждений между передними амортизаторами на велосипеде. Вилка, в первую очередь, это комфорт во время езды, это абстрактное понятие, которое не имеет четкого измерительного диапазона, ведь это субъективные ощущения каждого из нас.

Именно благодаря качеству передней вилки, мы увеличиваем комфорт во время езды, проходимость при сохранении плавной работы на неровностях, когда амортизатор поглощает и преобразует удар, а не упирается и отталкивается от малейшей неровности, замедляя передвижение по пересеченной местности и разбитому асфальту. От правильной работы вилки, зависит также и Ваша безопасность, когда велосипед перестает скакать на каждой кочке, а остается устойчивым, плавно тормозя и сохраняя цепкость с поверхностью.

Перед тем, как перейти к технической части, стоит понимать, что такие ощущения во время езды на велосипеде, как:

- плавность

- мягкость

- чувствительность

- тупость

- четкость

- отзывчивость и т. д.

не одно и то же, так как зависят от технических особенностей каждого установленного элемента в передней вилке.

Самая распространенная особенность недорогих пружинно-масляных амортизаторов заключается в том, что передняя вилка может быть мягкой, и при нажатии на неё, она без особых усилий может просесть больше половины, однако когда Вы едете по пересеченной местности, вилка кажется тупой и невосприимчивой даже к мелким неровностям. Поэтому, стоит запомнить, что тип вилки никак не влияет на её свойства работы.

Виды велосипедных вилок

Передние амортизированные вилки, могут быть следующими:

- пружинные (внутри находится одна или две пружины, которые отвечают за амортизацию)

- пружинно-масляные (состоят из пружины, в одной ноге вилки и масляного картриджа – в другой)

- воздушно-масляные (в одной ноге находится воздушная камера, в другой – масляный картридж).

Какой бы тип передней вилки не рассматривался, стоит понимать, что амортизирующими элементами являются стальная пружина или воздух. Масло отвечает за большинство настроек, и именно от сложности и технологичности масляных ванн или картриджей будут зависеть ощущения от езды на велосипеде по неровной местности.

Стальные пружины отличаются эластичностью работы и её линейностью, что позволяет им довольно комфортно обрабатывать выбоины разного размера, как мелкие корни в лесу, так и большие выбоины в асфальте. Многие до сих пор ездят на дорогих вилках с пружинами внутри, так как они одинаково хорошо работают по всей длине хода амортизатора. Самое главное правильно подобрать пружину по весу и вставить внутрь пружины эластомер, который хорошо работает в качестве анти пробоя и делает вилку более жесткой в конце хода, при преодолении крупных неровностей на дороге, или приземлении. Однако, есть и своя обратная сторона универсальности стальных пружин. Во-первых, они тяжелые и в современном мире, где царит гонка за весом, они не настолько востребованы, поэтому представлены в бюджетном сегменте. Кроме этого, пружина всегда работает необузданно, обрабатывая неровности в своем рабочем ритме. У неё постоянная амплитуда, которую никак нельзя замедлить или ускорить в зависимости от потребности и ландшафта.

Характеристики велосипедных вилок

Масляные картриджи появились немного позже и дополняют пружину, предоставляя возможность демпфирования, для более плавной работы вилки. К тому же, с их появлением стало возможным более точно настраивать амортизирующие вилки под свои потребности и стиль езды. Именно масляные ванны отвечают за большинство настроек, от которых зависит комфорт и безопасность езды. Существует ряд основных настроек:

- отскок – скорость работы вилки (медленная или быстрая обработка неровностей)

- демпфирование – плавность работы (немного сглаживает работу вилки)

- компрессия – чувствительность (бывает низко и высокоскоростная)

- сэг – мягкость в обработке (выставляется под вес и потребности велосипедиста)

- блокировка – позволяет превращаться в жесткую вилку (перестает амортизировать).

Отскок – позволяет влиять на скорость работы вилки. Делая амортизацию вилки более быстрой или медленной, мы можем подстраиваться под тип рельефа и неровностей, получая более комфортную езду на велосипеде.

Если во время езды Вы чувствуете, что вилка начинает тупить, увеличьте отскок, чтобы вилка успевала отрабатывать много мелких препятствий, например, на каменистой горной местности. В случае, когда приходиться ехать по плавным неровностям ландшафта, вилка начинает выстреливать и подпрыгивать, стоит немного уменьшить отскок, замедлив работу вилки, например, при приземлении, чтобы вилка не опрокинула вверх. В дорогих моделях амортизаторов с большим ходом, могут быть две отдельные регулировки отскока: в начале и в конце года.

Демпфирование – общее понятие, которое сопротивляется резкой работе пружине в переднем амортизаторе велосипеда после того, когда он проедет неровность дороги. Подобная необузданная работа вилки сильно влияет на управляемость и устойчивость всего велосипеда. Езда становиться плавной, безопасной и прогнозируемой, за счет гидравлического сдерживания и сглаживания масляным картриджем. Кроме этого, внутренний картридж может отвечать за работу, как при сжатии, так и на отбой.

Компрессия – является важнейшим показателем в амортизации, она регулирует проходимый объем масла в картридже. Бывает низкоскоростной и высокоскоростной. Благодаря настройке низкоскоростной, мы можем балансировать между чувствительностью и настройкой раскачки во время вращения педалей. Чем меньше амортизатор раскачивается при езде на велосипеде, тем сильнее мы чувствуем мелкие неровности. Высокоскоростная компрессия позволяет из линейной вилки сделать прогрессивную, которая по-разному работает вначале и конце хода, не давая возможности пробивать амортизатор при агрессивной езде или приземлениях.

Сэг – одна из первых настроек на переднем амортизаторе, именно с него все начинается. Подобная настройка считается настолько важной и простой в реализации, что встречается на вилках бюджетного сегмента и представлена регулировкой жесткости пружины. Его правильная настройка даст мягкую обработку неровностей и не позволит терять контроль над велосипедом. Если выставить слишком маленький сэг, то подвеска будет жесткой, а так же будет иметь недостаточный ход, который должен работать и на разжатие. Как следствие, переднее колесо будет терять контакт с поверхностью, в таком случае появляется риск потерять управление. Слишком большой сэг, отбирает много сил при вращении педалей велосипеда, и Вы будете испытывать дискомфорт от раскачки при езде вниз, т.к. вилка слишком сильно прожмется под вашим весом.

Блокировка – позволяет превратить вилку из амортизирующей в ригидную, полностью заблокировав её работу. Подобная настройка встречается в бюджетном и среднем ценовом диапазоне. В дорогих и технологичных амортизаторах существует множество различных настроек, которые помогают более точно и правильно настроить переднюю подвеску Вашего велосипеда. Блокировка целесообразна на ровных участках дороги, где нет необходимости в амортизации. Заблокировав вилку, мы убираем раскачку, экономим свои силы и немного увеличиваем скорость. Подобная опция пригодится в песке или грязи, где и без того нам приходится тратить много сил. Если блокировка не механическая, а масляная, стоит быть осторожнее, ведь спрыгнув на заблокированном переднем амортизаторе, можно сломать картридж внутри.

Сейчас востребованы воздушные вилки, которые позволяют существенно снизить вес переднего амортизатора и велосипеда в целом. Кроме этого, мы имеем возможность точнее и правильно настроить сэг и работу вилки под свой вес с помощью необходимого давления. Стоит помнить, что воздух сам по себе аморфен, поэтому подобные камеры используются на более дорогих вилках с разными масляными картриджами, благодаря которым мы можем задавать линейность или прогрессию работы, о которых упоминалось немного ранее в этой статье.

Также стоит помнить, что покупая велосипед, или выбирая передний амортизатор, необходимо понимать соответствие между ценой и качеством работы, ведь пружинно-масляная вилка в бюджетном сегменте и дорогом, будут сильно отличаться в работе и по ощущениям.

Напоследок, стоит добавить о том, что какие бы настройки не присутствовали на Вашей передней вилке, все они настраиваются индивидуально под Ваш вес и посадку, манеру и стиль езды, а также ландшафт и местность. Однако, это тема уже для следующей статьи.